Раги, бхаджаны и каввали

Цитаты Шри Матаджи

"Эта сила музыки пришла к нам для того, чтобы восхвалять Бога. Это все, ни для чего более она не предназначалась. Она не была задумана для того, чтобы делать всевозможные грязные вещи и петь разнообразные глупости. Музыка, которая не восхваляет Бога, не является музыкой, это ашлиль, это грязь, это мусор."

Шри Матаджи Нирмала Деви
основательница Сахаджа Йоги

Нишат Кхан - ситар - 1
Нишат Кхан - ситар - 2
Шубендра Рао - Ситар - Раг Парамешвари
Шубендра Рао - Ситар - Раг Чарикеши
Амджад Али Кхан - Сарод - Раг Дурга
Амджад Али Кхан - Сарод - Раг Малкаунс
Ананд Мурдешвар - флейта - Яман
Ананд Мурдешвар - флейта - Дес
Ананд Мурдешвар - флейта - Васант Бахар
Ананд Мурдешвар - флейта - Багешри
Аджит Кхадкаде - вокал - 1
Аджит Кхадкаде - вокал - 2
Аджит Кхадкаде - вокал - 3
Аджит Кхадкаде - вокал - 4

 

Раги

Индийская музыка представляет собой духовное искусство, целью которого является не симфонический блеск, а личная гармония с Верховной Душой. Все песни, исполняемые на индийских праздниках, были написаны поклонниками Божественности. Санскритское слово, равнозначное слову "музыкант" - это "бхагаватхар", или "тот, кто поет хвалу Богу".

Великая музыка Востока вызывает в людях радость. Это происходит потому, что она производит временное пробуждение и вибрирование одной из чакр, и у человека появляется смутное воспоминание своего божественного происхождения. Краеугольным камнем индийской музыки является рага.

Раги - это не только музыкальное произведение, это, в первую очередь, состояние. Поэтому нельзя исполнять раги, просто выучив ноты и слова, это дает очень мало. Первоначально необходимо медитировать на конкретную рагу, прочувствовать передаваемое ею состояние, укрепить его внутри себя и лишь затем искать способы выражения этого состояния. После этого музыка становится очень глубокой, выразительной, настраивающей на медитацию, приводящей в порядок чакры, избавляющей от болезней и проблем.

В Индии раги начинают исполнять только после десяти и более лет обучения, но Cахаджа йоги, которые имеют огромное желание доставлять удовольствие Матери, выражая свои чувства через эту музыку, получают Ее благословения, и обучение проходит гораздо быстрее. К тому же для йогов на первом месте стоят вибрации, вибрационное отображение раги, а не сложность технического исполнения. Вибрации же появляются, когда в сердце приходит поклонение, смирение и покорность Матери. Когда есть поклонение, нужно заниматься техникой и тогда с ее усовершенствованием будут улучшаться вибрации.

Нашему внутреннему укреплению очень способствует понимание индийской классики, которое может прийти только через слушание этой сложной музыки, и слушать ее нужно именно в медитации.

Если Cахаджа йоги будут с полным пониманием слушать раги, они смогут легче избавиться от всех своих проблем. Это от того, что раги содержат в себе многие качества Божеств, изображают их, и йоги впитывают эти качества.

Существует шесть основных раг, которые разветвляются на 126 производных рагини (жен) и путра (сыновей). В каждой раге имеется минимум пять нот: ведущая нота (вади или царь), вторая нота (самавади или визирь), вспомогательные ноты (анувади или слуги), диссонирующая нота (вивади или противник). Каждая рага из шести основных имеет естественное соотношение с определенным часом дня, временем года и Божеством-покровителем.

Так, Хиндоле-рага слышится только на рассвете весной и пробуждает настроение любви ко всему окружающему. Дипана-рага исполняется летним вечером, чтобы вызывать сострадание; "магхарага" — это мелодия полудня в дождливое время, ее исполнение пробуждает храбрость. Бхайрава-рагу исполняют в августе, сентябре и октябре утром для достижения спокойствия. Шри-рага сохраняется для осенних сумерек, для достижения чистой любви. Малкунья-рага слышится зимой в полночь для придания крепости.

Для Сахаджа йогов важнейшей является классификация раг по чакрам, так как раги создают сильные вибрации в определенных чакрах. Направьте внимание на Сахасрару-чакру и частично на чакру, для которой исполняется произведение. Вы можете почувствовать, как происходит очищение этой чакры и как она заполняется приятными вибрациями. При прослушивании раг быстрее устанавливается состояние осознание без мысли, достигается мир и гармония, и Вы просто растворяетесь в Божественной радости.

Бхаджаны

Любая музыка оказывает влияние на людей, но сахаджа-музыка обладает огромной силой, она способна привлекать людей, открывать им сердца, успокаивать, давать энергию и даже лечить. Помимо мантр, раг при коллективных медитациях широко используются бхаджаны.

Бхаджаны - это старинная ветвь индийской музыки, произошедшая от самого древнего течения - раг. В отличии от раг, бхаджаны считаются легкой, полуклассической музыкой. Слово "бхаджан" произошло от слова "бхакти", то есть это вид песнопения, через который певец восхваляет Бога, выражая свою любовь к Нему.

Бхаджаны - сравнительно новый, по сравнению с рагами, стиль музыки, он возник в 11-12 веках нашей эры. У истоков появления этого стиля стоял великий святой, музыкант и поэт Кабир. Правила раг здесь не соблюдаются. Чаще всего бхаджан разделяется на куплеты и припевы, импровизация необязательна.

Нельзя сказать, что певец исполняет бхаджан, это его Дух окунается в океан Любви, и каждая клеточка тела наполняется Божественной Любовью. Много прекрасных бхаджанов написано Сахаджа йогами Индии, они записаны на кассетах и дисках, изданы песенниками. За последние годы Сахаджа йогами западных, восточных стран и в России написано много замечательных песен-бхаджанов, которые исполняются на программах, фестивалях Сахаджа йогов. Каждое слово, музыка бхаджанов изливают вокруг Божественную Любовь, особенно когда поет бхаджан большой коллектив Сахаджа йогов. Мощная волна, которая освещает все вокруг, раскрывает сердца и соединяет души в один огромный океан. Таким образом, когда проходят коллективные медитации, важно быть не только слушателем, но и активным участником исполнения мантр, бхаджанов, раг и т.п.

Каввали

Еще одним популярным видом музыки Востока, который все больше и больше завоевывает сердца западных слушателей, есть каввали (qawwali). В основе этой музыки лежат суфистские традиции, она похожа на молитву. Суфизм и Ислам - основа и предмет пения каввалистов. Любовь к Аллаху (Богу) и слава Его Пророку - источники их страсти. И то, что Вы воспринимаете бессознательно, сердцем, более важно, чем то, что можно выразить словами или прочитать. Когда кавль (возглашение) принимает форму песни, оно становится каввали.

Существуют традиционные формы каввали: хамд - возглашение во славу Аллаха, нат - поется во славу Пророка Мухаммада, и еще есть особые гимны, посвященные Хазрату Али. Эти три формы и составляют основу репертуара каввали. Обязанность певца-кавваля - уменьшить расстояние между Творцом и творением. Тем, кто ощущает себя отделенным от своего истока, посредством каввали можно напомнить об их истинных корнях. Это и надлежит делать певцу-каввалю.

Признак хорошего певца-кавваля или любого другого музыканта - это его способность погрузить своих слушателей в реальность изначального послания, которое заключено в песне. Хороший кавваль во время исполнения сам исчезает. Он просто становится средством передачи послания. Если певец перенимает особенности исполняемого стиха, тогда и слушатели с легкостью воспринимают послание.

Изначальный язык возглашений-каввали - персидский, язык Ирана. Каввали происходят из Ирана, Хорасана, Афганистана, Турции и т.п. Из этих областей мистики пришли в Индию, где они впитали местную культуру. Изначально каввали слушали только в Индии и Пакистане. Но сейчас они стали популярны и на Западе. Важно заметить, что послание, которое объединяет их - это основополагающее суфийское послание мира и любви. Существует еще и ритм. Никакой другой музыке не присуща ритмичность каввали. Вот в чем причина их популярности во всем мире. Это тот язык музыки, который является всеобщим. И этот язык понятен везде.

На свете существуют песни чисто любовные, их называют "ишк-и маджази" - песни о любви человека к человеку, в отличие от "ишк-и хакики" - песен о любви к Божественному. Все каввали относятся к "ишк-и хакики" и поются только об этом.

Больше узнать о суфизме можно 

Здесь

Сахаджа йоги часто исполняют каввали на музыкальных программмах. Это тот вид музыки, как и некоторые бхаджаны, которые заставляют наши сердца откликнутся и выразить единение вокала, инструментала и танца.

Одним из таких кавали есть "Маст Каландар", что в переводе означает высшее проявление духовности, в котором Вы теряете себя. В припеве упоминается имя Али, зятя Мохаммеда. Он был калифом на стадии раннего Ислама. Больше узнать об Али можно

Здесь

Мы также приглашаем Вас посетить коллективные занятия по Сахаджа Йоге в ближайшем к Вам Центре

Ждем вас на наших еженедельных занятиях по Сахаджа йоге в Минске и других регионах Беларуси.

Все занятия бесплатны. За медитацию никому не нужно платить. Если кто-то пропустил занятие – ничего страшного, он просто приходит в следующий раз, когда может.

Каждый сам себе учитель. Вы медитируете и интроспектируете самостоятельно. Не нужно зависеть от других, делать вещей, которые некомфортны для вас.

Заниматься может каждый. Маленькие дети, молодежь и взрослые – все могут практиковать Сахаджа Йогу. Каждый находит в Сахаджа Йоге что-то свое.